Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Русский язык»
Оценка степени сформированности правописных
(орфографических и пунктуационных) умений и навыков
При проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.
Не учитываются при оценке и не выносятся на поля орфографические и пунктуационные ошибки:
— на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;
— на ещё не изученные правила;
— в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;
— в сохранении авторских знаков препинания.
Не учитываются также описки, искажающие звуковой облик слова, и отдельные неправильные написания, которые появляются у учащихся IV—V классов под влиянием графики другого языка. Данный пункт не распространяется на работы, оцениваемые баллом «10».
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
При выведении балла нечётное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.
Повторяющиеся ошибки (сколько бы их ни было) считаются за одну.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.
Два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку.
При наличии в работе 5—7 исправлений не на месте орфограммы (пунктограммы) оценка снижается на 1 балл. При наличии более 7 исправлений – на 2 балла.
Критерии оценки текстового диктанта
Балл |
Количество ошибок |
1 |
Более, чем на 2 балла |
2 |
10/0, 9/1, 9/0, 8/2, 8/1, 7/2, 6/4, 6/3, 5/5, 5/4, 4/6, 4/5, 3/7, 3/6, 2/8, 2/7, 1/9, 1/8, 0/10, 0/9 |
3 |
8/0, 7/1, 7/0, 6/2, 6/1, 6/0, 5/3, 5/2, 4/4, 4/3, 3/5,3/4, 2/6, 2/5, 1/7, 1/6, 0/8, 0/7 |
4 |
5/0, 5/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6 |
5 |
4/0, 4/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5 |
6 |
3/0, 3/1, 2/2, 1/3, 0/4 |
7 |
2/1, 2/0, 1/2, 1/1, 0/3, 0/2 или 4 исправления на месте орфограмм (пунктограмм) |
8 |
1/0, 0/1 или 3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм) |
9 |
1 негрубая орфографическая ошибка, или 1 негрубая пунктуационная ошибка, или 1—2 исправления на месте орфограмм (пунктограмм) |
10 |
0/0, допускается 1—2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм) |
Критерии и показатели оценки творческих работ учащихся
Балл |
Содержание |
Речевое оформление |
Грамотность |
1 |
1. Работа не соответствует теме, или тема не раскрыта. 2. Нарушены смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли. 3. Допускается более 8 недочётов в содержании |
1. Работа отличается бедностью словаря, короткими однотипными конструкциями. 2. Допускается более 8 речевых недочётов: нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства |
Более, чем на 2 балла |
2 |
1. Работа не соответствует теме. 2. Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли часто нарушаются. 3. Допускается не более 8 недочётов в содержании |
1. Работа характеризуется бедностью словаря, однотипностью конструкций. 2. Допускается не более 8 речевых недочётов, в том числе нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства |
От 7/2 до 10/1 и 10 грамматических ошибок |
3 |
1. Работа частично раскрывает тему и основную мысль. 2. Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в ряде случаев нарушаются. 3. Допускается не более 7 недочётов в содержании |
1. Работа отличается бедностью словаря, однотипностью конструкций. 2. Допускается не более 7 речевых недочётов, в том числе нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства |
0/8, 1/7, 2/6, 3/5, 4/4, 5/3, 6/2, 7/1 и 7 грамматических ошибок |
4 |
1. Работа частично раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы. 2. Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в единичных случаях нарушаются. 3. Допускается не более 6 недочётов в содержании |
1. Работе присуща определённая бедность словаря и однотипность синтаксических конструкций. 2. Допускается не более 6 речевых недочётов, в том числе нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства |
0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/2, 6/0, 6/1 и 6 грамматических ошибок |
5 |
1. Работа в целом раскрывает тему и основную мысль; имеются отклонения от темы. 2. Выдерживаются общая смысловая цельность в развёртывании основной мысли, смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в целом соблюдаются. 3. Допускается не более 5 недочётов в содержании |
1. В работе отмечаются случаи использования выразительных средств языка. 2. Допускается не более 5 речевых недочётов, в том числе нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства
|
0/6, 1/5, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1 и 5 грамматических ошибок |
6
|
1. Работа в целом раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы. 2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений. 3. Допускается не более 4 недочётов в содержании |
Работа в целом отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью. Допускается не более 4 речевых недочётов, в том числе нарушений логики изложения и стилевого единства |
0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1 и 4 грамматические ошибки |
7 |
1. Работа раскрывает тему и основную мысль. 2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений. 3. Допускается не более 3 недочётов в содержании |
1. Работа отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью. 2. Допускается не более 3 речевых недочётов, в том числе в нарушении логики изложения или стилевого единства текста |
0/4, 1/3, 2/1, 2/2, 3/0, 3/1 и 3 грамматические ошибки |
8 |
1. Работа раскрывает тему и основную мысль. 2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений. 3. Допускается не более 2 недочётов в содержании |
1. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых языковых средств, точностью, общей логичностью, выразительностью, стиль работы в целом характеризуется единством использования языковых средств. 2. Допускается не более 2 речевых недочётов — нарушения логики изложения или стилевого единства текста |
2/0, 1/1, 1/2, 0/2, 0/3 и 2 грамматические ошибки или 3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм) |
9 |
1. Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства). 2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развёртывании основной мысли, смысловая связь предложений. 3. Допускается не более 1 недочёта в содержании |
1. Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью, единством использования языковых средств. 2. Допускается не более 1 речевого недочёта |
1/0, 0/1 и 1 грамматическая ошибка или 1—2 исправления на месте орфограмм (пунктограмм) |
10 |
1. Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства). 2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развёртывании основной мысли, смысловая связь предложений. 3. Недочётов в содержании не допускается |
1. Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью. 2. Речевые недочёты отсутствуют
|
0/0, 1/0 (негрубая), 0/1 (негрубая), 1—2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм) |