Основы безопасного поведения

Необходимо установить (особенно для младших школьников) следующие правила:

  • обращаться за помощью (садиться в машину, впускать в квартиру) только к тем людям, которые принадлежат к заранее оговорённому кругу лиц;
  • доверять внутреннему "сигналу тревоги" и применять доступные способы самозащиты, а в случае опасности — кричать, бежать и рассказывать взрослым о своих неприятностях;
  • уклоняться от просьб незнакомцев помочь им в чём-либо;
  • отказываться от любых подарков со стороны незнакомых (малознакомых) и сообщать о подобных предложениях взрослым;
  • обязательно рассказывать родителям о попытках наладить интимный контакт (касание интимных мест несовершеннолетнего; принуждение ребёнка трогать различные части тела взрослого или целовать его и т. п.);
  • во время прогулки постоянно держаться друзей, никуда одному не уходить;
  • избегать заброшенных мест (пустырей, недостроенных домов, строительных площадок);
  • не срезать дорогу в малознакомой местности.

С целью профилактики сексуальных преступлений в отношении ребёнка важно внушить ему мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и прикасаться к нему. Наибольшее, что допускается — улыбка, краткое приветствие. Всё, что выходит за рамки такого краткого общения, должно заставить ребёнка насторожиться. Важно объяснить детям, что такое безопасный и опасный секреты. Например, тайное изготовление подарка для мамы ко дню рождения — это безопасный секрет. А вот опасный секрет — это тот, который заставляет ребёнка испытывать чувство страха, стеснения, ощущение, что его нельзя никому рассказывать.

Родителям зачастую очень тяжело разговаривать с детьми, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. В подобной ситуации вместо слов "сексуальное домогательство" используйте фразу "безопасное и небезопасное прикосновение", а вытирая ребёнка после душа, покажите ему, к каким местам нельзя прикасаться другим лицам.

Устанавливая правила для детей 10—14 лет, следует помнить, что многие взрослые скорее отнесутся с недоверием или даже с испугом к просящему о помощи подростку, чем с сочувствием. Поэтому объясните юноше или девушке, что нет ничего зазорного в том, чтобы уклониться от драки или отдать ценности грабителю, особенно в ситуациях явного неравенства. Убедите, что в критический момент, если не знаешь, что сказать, лучше промолчать, но ни в коем случае не угрожать. Главное — дайте понять ребёнку, что выход из криминальной ситуации без физического ущерба для себя означает абсолютно правильный выбор способа поведения.

Разъясняя подростку правила безопасности, важно внушить ему, что преступного нападения очень часто можно избежать, если:

  • доверять собственной интуиции и действовать в соответствии с нею;
  • ходить по улицам уверенно, обращая внимание на всё, что происходит вокруг;
  • не демонстрировать посторонним (например, в транспорте или на улице) крупные суммы денег или другое ценное имущество;
  • не привлекать к себе внимание одеждой или манерой поведения.

Особого подхода требует обучение ребёнка правилам пользования лифтом.

Расскажите несовершеннолетнему, что даже взрослым зачастую тяжело, не оскорбив другого человека, отказаться ехать с ним или выйти из кабины. Поэтому нужно установить строгое правило: ездить в лифте вместе с незнакомцем ни в коем случае нельзя. А если кто-то настойчиво приглашает войти в лифт, то можно сказать: "Спасибо, я ожидаю друзей (родственников), и они вот-вот должны появиться", "Извините, но родители разрешают мне ездить в лифте только в одиночку". Кроме этого, объясните ребёнку, что следует немедленно выбежать из лифта, если в него зашёл неизвестный. Может, это выглядит не очень красиво и не всегда оправдано, но лучше подождать несколько минут, чем подвергнуть опасности свою жизнь и здоровье.

Это только некоторые аспекты, которые необходимо учитывать при обеспечении безопасности детей. К сожалению, нет однозначного ответа на вопрос о том, в каком возрасте ребёнка можно одного отпускать на улицу, посылать в магазин или оставлять дома. В каждой конкретной ситуации следует принимать в расчёт здравомыслие сына или дочери, их способность применять навыки безопасности на практике, учитывать круг общения подростка и существующие в регионе опасности, ибо уровень допустимой свободы в одном окружении может быть совершенно неприемлем в другом.

Вместе с тем бесспорно, что несовершеннолетнему необходима самостоятельность. Поэтому каждый родитель должен быть способным в любое время суток завести разговор с ребёнком о его личной безопасности и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир.

Источник: Детский правовой сайт (http://mir.pravo.by)

 

{jcomments on}