ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ

Активизация образовательного процесса учащихся на уроке является одним из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях.

Эффективной формой такой работы является организация исследовательской деятельности на уроке, так как именно такая работа, на мой взгляд, способствует более устойчивому усвоению материала, раскрытию личностных качеств учащихся, формированию у них умения свободно общаться, высказывать и отстаивать своё мнение.

Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому моя задача - организовывать работу на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Начальная школа - важная ступень нетолько базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учителю очень важно не упустить этот момент и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в. ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью? Не играть в ученых, а действительно разрабатывать актуальные, связанные с содержанием школьного образования (и не только с ним) темы:

  • строить гипотезы,
  • планировать исследовательскую деятельность,
  • экспериментировать,
  • собирать и обрабатывать информацию,
  • делать выводы?

Если целенаправленно заниматься с детьми, проявляющими интерес к творчеству в науке, - могут! Непривычно видеть в роли исследователей 9-10-летних детей. Но непривычно - не значит противоестественно. Напротив -  организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста даёт  очевидные  плоды.

      Как учитель начальных классов я знаю что важно заинтересовать ученика на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. А если привлечь их к исследовательской работе?  Через некоторое время результат учебной деятельности заметно улучшится, потому что такая работа предполагает коллективную деятельность, где востребованными оказываются различные способности и качества ребёнка, ведь ребята во время работы берут на себя определённые роли (обязанности): исследователя, творца, организатора, докладчика.

      Исследова­тельская деятельность на уроке  включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный  этап. 
  2. Выбор темы исследования (проблемы)

    От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема исследования младшего школьника на уроке должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, она должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд и находиться в зоне ближайшего развития.

  1. Процесс исследования

   Очень важно, чтобы каждый ученик сознательно относился к своей деятельности  и в состоянии был оценить: что он знал, а что нового ему открылось в изучаемом объекте исследования.

  1. Начальный этап:

   На этом этапе  учащиеся при­ступают к работе:

  • строят гипотезы,
  • планируют исследовательскую деятельность,
  • экс­периментируют,
  • собирают и обрабатывают информацию,
  • делают выводы.

  III.   Результативный этап:

-  составление памяток, правил,

  -  сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов  и т.п.

К примеру, на уроке математики, исследовать, можно ли решить задачу разными способами, если можно, то как.

  Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей научной и творческой деятельности учеников. Поэтому на уроках математики нужно предлагать детям находить решение задач различными способами.

     Например:

  • Ничего не зачеркивая, сделай ошибку «невидимкой». Дай  разные варианты ответов

       10

10

10

    Изучая тему по курсу «Человек и мир». «Зимующие птицы нашего края», для исследования были выдвинуты две   проблемы:

1.     Уменьшение численности зимующих птиц.

2.     Снижение интереса общественности к проблеме птиц зимой.

 Тема исследования была выбрана не случайно, так как каждый год мы оказывали помощь зимующим птицами.

Были выдвинуты   гипотезы:

1. Увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи.

2. Возможно, распространение информации о проблеме зимующих птиц, повысит интерес населения к данной проблеме.

Также  выдвинуты пути решения этих проблем:

-создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;

-обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;

-привлечь общественность к проблеме зимующих птиц;

-подготовить материал для практического оказания помощи птицам;

На время проведения урока, который предусматривает И.Д., учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Список ролей, которые предстоит учителю "прожить" по ходу реализации исследования  многолик и разнообразен:

  • «Энтузиаст», вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
  • «Специалист», обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях;
  • «Консультант», помогающий организовать работу;
  • «Руководитель», помогающий планировать работу по времени;
  • "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы;
  • «Координатор» группового процесса;
  • «Эксперт», анализирующий результаты выполненной деятельности.

   Перед учителем стоит еще одна задача - создание на уроке особой атмосферы доверия, доброжелательности и теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Нельзя критиковать или поправлятьих, а нужно хвалить, даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя — это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.

       Самым же главным результатом исследовательской деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время делать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые. И надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить  и увидеть результат своих действий.

Когда речь идёт о развитии творческой личности, умеющей самостоятельно добывать знания, обобщать и анализировать, то тогда мы неизбежно обращаемся к исследовательской  деятельности.

Она никак не противоречит  нашим способам обучения, а помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных задач.

Практика убеждает, что исследовательской деятельности на уроке есть место, т.к. каждое исследование

  • уникально, потому что ориентировано на достижение целей самих

     учащихся;

  • незаменимо, потому что дает ученикам опыт деятельности и

     общения.

  • эффективно, потому что формирует невероятно большое количество

     умений и навыков;

она  позволяет:

  1. Формировать умение экспериментировать, наблюдать, систематизировать, обобщать, делать выводы.
  2. Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
  3. Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
  4. Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
  5. Навыки коллективного планирования. Умение взаимодействовать с любым партнером.
  6. Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
  7. Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
  8. Умение вступать в диалог,  вести дискуссию, задавать вопросы.
  9. Умение отстаивать свою точку зрения. Умение находить компромисс.
  10. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Нельзя не заметить, что организация исследовательской деятельности на уроке заставляет учителя быть в постоянном творческом поиске т.к. интерес к исследованиям надо поддерживать, чтобы дети могли постоянно получать радость от маленьких побед.   Задача каждого учителя  - создать для этого необходимые условия.  Что заставляет основательно готовиться к каждому уроку.  Поэтому каждый урок получается, как открытый. Но наградой за все трудности и приложенные усилия станут осознанные  прочные знания учеников, стремящихся к познанию.

         Подытоживая выше сказанное, хочу отметить, что исследовательская деятельность на уроке имеет право  и должна занять своё достойное место в образовании и развитии творческого потенциала младших школьников.