ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ
Активизация образовательного процесса учащихся на уроке является одним из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях.
Эффективной формой такой работы является организация исследовательской деятельности на уроке, так как именно такая работа, на мой взгляд, способствует более устойчивому усвоению материала, раскрытию личностных качеств учащихся, формированию у них умения свободно общаться, высказывать и отстаивать своё мнение.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому моя задача - организовывать работу на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Начальная школа - важная ступень нетолько базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учителю очень важно не упустить этот момент и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей.
Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в. ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью? Не играть в ученых, а действительно разрабатывать актуальные, связанные с содержанием школьного образования (и не только с ним) темы:
- строить гипотезы,
- планировать исследовательскую деятельность,
- экспериментировать,
- собирать и обрабатывать информацию,
- делать выводы?
Если целенаправленно заниматься с детьми, проявляющими интерес к творчеству в науке, - могут! Непривычно видеть в роли исследователей 9-10-летних детей. Но непривычно - не значит противоестественно. Напротив - организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста даёт очевидные плоды.
Как учитель начальных классов я знаю что важно заинтересовать ученика на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. А если привлечь их к исследовательской работе? Через некоторое время результат учебной деятельности заметно улучшится, потому что такая работа предполагает коллективную деятельность, где востребованными оказываются различные способности и качества ребёнка, ведь ребята во время работы берут на себя определённые роли (обязанности): исследователя, творца, организатора, докладчика.
Исследовательская деятельность на уроке включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный этап.
- Выбор темы исследования (проблемы)
От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема исследования младшего школьника на уроке должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, она должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд и находиться в зоне ближайшего развития.
- Процесс исследования
Очень важно, чтобы каждый ученик сознательно относился к своей деятельности и в состоянии был оценить: что он знал, а что нового ему открылось в изучаемом объекте исследования.
- Начальный этап:
На этом этапе учащиеся приступают к работе:
- строят гипотезы,
- планируют исследовательскую деятельность,
- экспериментируют,
- собирают и обрабатывают информацию,
- делают выводы.
III. Результативный этап:
- составление памяток, правил,
- сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.п.
К примеру, на уроке математики, исследовать, можно ли решить задачу разными способами, если можно, то как.
Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей научной и творческой деятельности учеников. Поэтому на уроках математики нужно предлагать детям находить решение задач различными способами.
Например:
- Ничего не зачеркивая, сделай ошибку «невидимкой». Дай разные варианты ответов
10
10
10
Изучая тему по курсу «Человек и мир». «Зимующие птицы нашего края», для исследования были выдвинуты две проблемы:
1. Уменьшение численности зимующих птиц.
2. Снижение интереса общественности к проблеме птиц зимой.
Тема исследования была выбрана не случайно, так как каждый год мы оказывали помощь зимующим птицами.
Были выдвинуты гипотезы:
1. Увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи.
2. Возможно, распространение информации о проблеме зимующих птиц, повысит интерес населения к данной проблеме.
Также выдвинуты пути решения этих проблем:
-создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;
-обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;
-привлечь общественность к проблеме зимующих птиц;
-подготовить материал для практического оказания помощи птицам;
На время проведения урока, который предусматривает И.Д., учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Список ролей, которые предстоит учителю "прожить" по ходу реализации исследования многолик и разнообразен:
- «Энтузиаст», вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
- «Специалист», обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях;
- «Консультант», помогающий организовать работу;
- «Руководитель», помогающий планировать работу по времени;
- "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы;
- «Координатор» группового процесса;
- «Эксперт», анализирующий результаты выполненной деятельности.
Перед учителем стоит еще одна задача - создание на уроке особой атмосферы доверия, доброжелательности и теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Нельзя критиковать или поправлятьих, а нужно хвалить, даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя — это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.
Самым же главным результатом исследовательской деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время делать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые. И надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий.
Когда речь идёт о развитии творческой личности, умеющей самостоятельно добывать знания, обобщать и анализировать, то тогда мы неизбежно обращаемся к исследовательской деятельности.
Она никак не противоречит нашим способам обучения, а помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных задач.
Практика убеждает, что исследовательской деятельности на уроке есть место, т.к. каждое исследование
- уникально, потому что ориентировано на достижение целей самих
учащихся;
- незаменимо, потому что дает ученикам опыт деятельности и
общения.
- эффективно, потому что формирует невероятно большое количество
умений и навыков;
она позволяет:
- Формировать умение экспериментировать, наблюдать, систематизировать, обобщать, делать выводы.
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
- Навыки коллективного планирования. Умение взаимодействовать с любым партнером.
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
- Умение вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы.
- Умение отстаивать свою точку зрения. Умение находить компромисс.
- Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Нельзя не заметить, что организация исследовательской деятельности на уроке заставляет учителя быть в постоянном творческом поиске т.к. интерес к исследованиям надо поддерживать, чтобы дети могли постоянно получать радость от маленьких побед. Задача каждого учителя - создать для этого необходимые условия. Что заставляет основательно готовиться к каждому уроку. Поэтому каждый урок получается, как открытый. Но наградой за все трудности и приложенные усилия станут осознанные прочные знания учеников, стремящихся к познанию.
Подытоживая выше сказанное, хочу отметить, что исследовательская деятельность на уроке имеет право и должна занять своё достойное место в образовании и развитии творческого потенциала младших школьников.