Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии

 

 

У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого ) орудия. В таких случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.

Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия.

Кроме того проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения практических задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий во внешней речи. Это даёт им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребёнку планировать свои действия.

У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщён, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно.

До конца дошкольного возраста у проблемных детей фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом. У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по иному, чем в норме, у них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.

Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности проблемных детей и составляет существенное звено в подготовке их к школьному обучению и социализации.

 

Типичные трудности в обучении

Феноменология

трудностей

Возможные психологические причины

 

1. В письменных работах пропускает буквы

 

  1. Низкий уровень развития фонематического слуха.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Несформированность приёмов самоконтроля.
  4. Индивидуально – типологические особенности личности.
  5. Другие психологические причины.

 

2. Неразвитость орфографической зоркости

 

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).
  3. Низкий уровень объема и распределения внимания.
  4. Низкий уровень развития кратковременной   памяти.
  5. Слабое развитие фонематического   слуха.
  6. Другие психологические причины.

 

3. Невнимателен

и рассеян

 

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Низкий уровень объема  внимания.
  3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
  4. Преобладающая мотивация  учения —  игровая
  5. Другие психологические причины.

 

4. Испытывает трудности

при решении

математических

задач

 

  1. Низкий уровень развития общего интеллекта.
  2. Слабое понимание грамматических конструкций.
  3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков.
  4. Низкий уровень развития образного мышления.
  5. Другие психологические причины.

 

5. Испытывает затруднения

при пересказывании

текста

 

  1. Несформированность умения планировать свои действия.
  2. Слабое развитие логического запоминания.
  3. Низкий уровень речевого развития.
  4. Низкий уровень развития образного мышления.
  5. Низкий уровень развития  логических операций (анализа, обобщения, систематизации).
  6. Заниженная, самооценка.
  7. Другие психологические причины.

 

6. Неусидчив

 

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Индивидуально типологические особенности личности.
  3. Низкий уровень развития волевой сферы.
  4. Другие  психологические   причины.

 

7. Трудно понимает

объяснение с первого раза


  1. Несформированность приемов учебной деятельности.
  2. Слабая концентрация  внимания.
  3. Низкий уровень развития восприятия.
  4. Низкий уровень развития произвольности.
  5. Низкий уровень развития общего интеллекта.
  6. Другие психологические причины.

 

8. Постоянная грязь

в тетради

 

  1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности.
  3. Недостаточный объем внимания.
  4. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
  5. Другие психологические причины.

 

9. Плохое знание таблицы сложения (умножения)

 

  1. Низкий уровень развития механической памяти.
  2. Низкий уровень развития долговременной памяти.
  3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы.
  4. Низкий уровень развития  произвольности.
  5. Слабая концентрация внимания.
  6. Несформированность приемов учебной деятельности.
  7. Другие психологические причины.

 

10. Не справляется

с заданиями для

самостоятельной

работы

 

  1. Несформированность приемов учебной деятельности.
  2. Низкий уровень развития произвольности.
  3. Другие психологические  причины.

 

11. Постоянно забывает

дома учебные

предметы

 

  1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
  2. Низкий уровень развития произвольности.
  3. Низкий уровень концентрации  и устойчивости внимания.
  4. Другие психологические причины.

 

12. Плохо списывает

с доски

 

  1. Несформированность предпосылок учебной
  2. деятельности.
  3. Низкий уровень развития произвольности.
  4. Низкий уровень переключения внимания.
  5. Недостаточный объем внимания.
  6. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
  7. Другие психологические  причины.

 

13. Домашнюю работу выполняет отменно,

а в классе справляется плохо

 

  1. Низкая скорость протекания  психических процессов.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности.
  3. Низкий уровень развития произвольности.
  4. Другие психологические причины.

 

14. Любое задание необходимо повторить

несколько раз, прежде чем

ученик начнет его выполнять

 

  1. Низкий уровень концентрации и устойчивости
  2. внимания.
  3. Низкий уровень развития произвольности.
  4. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого.
  5. Несформированность предпосылок учебной
  6. деятельности.
  7. Другие психологические причины.

 

15. Постоянно переспрашивает учителя

 

  1. Низкий уровень объема внимания.
  2. Слабая концентрация и устойчивость внимания.
  3. Низкий уровень развития переключения внимания.
  4. Низкий уровень развития  кратковременной памяти.
  5. Низкий уровень развития произвольности.
  6. Несформированность умения принять учебную задачу.
  7. Другие психологические причины.

 

16. Плохо ориентируется в тетради.

 

  1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве.
  2. Низкий уровень развития произвольности.
  3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
  4. Другие психологические причины.

 

17. Поднимает руку, а при ответе молчит

 

  1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Низкий уровень развития произвольности.
  4. Другие психологические причины.

 

18. Опаздывает на уроки

 

  1. Несформированность приёмов самоконтроля.
  2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания.
  3. Низкий уровень развития произвольности.
  4. Возможные трудности в семье.
  5. Причины вторичной выгоды.
  6. Другие психологические причины.

 

19. Постоянно отвлекается на уроках,

залезает под парту, играет, ест

 

  1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.
  2. Преобладающая мотивация учения — игровая.
  3. Индивидуально- типологические особенности личности.
  4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания.
  5. Низкий уровень развития произвольности.
  6. Несформированность приемов учебной деятельности.
  7. Другие психологические причины.

 

20. Испытывает

страх перед

опросом учителя

 

  1. Заниженная самооценка.
  2. Возможные трудности в семье.
  3. Внутреннее стрессовое состояние.
  4. Индивидуально-типологические особенности личности.
  5. Другие психологические причины

 

21. При проверке тетради после проведенного урока  оказывается, что  письменная работа полностью отсутствует


  1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.
  2. Преобладающая мотивация учения — игровая.
  3. Низкий уровень развития произвольности.
  4. Несформированность приемов учебной деятельности.
  5. Другие психологические  причины.

 

22. Во время урока

выходит и отсутствует продолжительное время


  1. Отсутствует учебная мотивация.
  2. Несформированность отношения к себе как к школьнику.
  3. Заниженная  самооценка.
  4. Внутреннее стрессовое состояние.
  5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР.
  6. Другие психологические причины.

 

23. Комментирует

оценки и поведение

учителя своими замечаниями

 

  1. Возможные трудности в семье.
  2. Перенесение функции матери на учителя.
  3. Особенности развития "Я-концепции".
  4. Другие психологические причины.

 

24. Долгое время не

может найти

свою парту

 

  1. Слабое развитие ориентировки в пространстве.
  2. Низкий уровень, развития образного мышления.
  3. Низкий уровень  развития восприятия.
  4. Низкий уровень сформированности произвольности.
  5. Низкий уровень развития самоконтроля.
  6. Низкий уровень развития долговременной памяти.
  7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий).
  8. Другие психологические причины.

 

cs-nsk

Добавить комментарий



Обновить