Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии
У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого ) орудия. В таких случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.
Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия.
Кроме того проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения практических задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий во внешней речи. Это даёт им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребёнку планировать свои действия.
У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщён, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно.
До конца дошкольного возраста у проблемных детей фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом. У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по иному, чем в норме, у них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.
Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности проблемных детей и составляет существенное звено в подготовке их к школьному обучению и социализации.
Типичные трудности в обучении
Феноменологиятрудностей |
Возможные психологические причины |
|
1. В письменных работах пропускает буквы |
|
|
2. Неразвитость орфографической зоркости |
|
|
3. Невнимателен и рассеян |
|
|
4. Испытывает трудности при решении математических задач |
|
|
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста |
|
|
6. Неусидчив |
|
|
7. Трудно понимает объяснение с первого раза |
|
|
8. Постоянная грязь в тетради |
|
|
9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) |
|
|
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы |
|
|
11. Постоянно забывает дома учебные предметы |
|
|
12. Плохо списывает с доски |
|
|
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо |
|
|
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять |
|
|
15. Постоянно переспрашивает учителя |
|
|
16. Плохо ориентируется в тетради. |
|
|
17. Поднимает руку, а при ответе молчит |
|
|
18. Опаздывает на уроки |
|
|
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест |
|
|
20. Испытывает страх перед опросом учителя |
|
|
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует |
|
|
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время |
|
|
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями |
|
|
24. Долгое время не может найти свою парту |
|